Меню

Кот какие буквы твердые

Твердые согласные буквы

Звонкие и глухие согласные могут выговариваться и твердо, и мягко. Твердыми называют согласные звуки, основа произношения которых – шум, издаваемый выдыхаемым потоком воздуха, а язык артикулирует меньше, чем при выговаривании мягких. Для большей части фонем характерна парность по твердости-мягкости, то есть отвердение или смягчение при произношении определенных слогов.

Твердые согласные звуки: как образуются и обозначаются?

В 1 классе школьников сначала учат определять гласные и согласные фонемы. Усвоение этого материала обычно беспроблемное, а вот дальнейшие уроки русского языка по различению твердых и мягких могут вызывать трудности. Просто выучить правило звукового разделения недостаточно, первоклассник должен понять, почему произносимый звук превращается в мягкий.

Чтобы произнести смягченный звук, требуется усиленная артикуляция языка. Средняя часть органа речи при смягченном произношении поднимается, приближается к небной поверхности.

ВАЖНО! При проговаривании твердой фонемы язык к небной кости не поднимается. Воздушная струя выходит более интенсивно, свободно, поскольку орган, остающийся в нижней части ротовой полости, не становится препятствием.

Согласные, обозначаемые на письме определенной буквой русского алфавита, при проговаривании обретают твердость или мягкость. Буква со смягченным звучанием обозначается при русском транскрипционном написании так – [’]:

Как определить твердый согласный звук?

Чтобы правильно определить, в какую категорию входят согласные, необходимо обратить внимание на стоящие следом гласные буквы. При твердом произношении после рассматриваемой фонемы идут: а, у, о, ы, э. При смягченном – е, ё, и, ю, я.

Первоклашкам легко различить звучание по следующим примерам:

Во второй тройке примеров четко слышится мягкость.

В русском языке нередко бывает, что согласные буквы соединены: после одной в слове сразу стоит другая. В этом случае первые буквы в сочетании всегда твердые, исключений нет. Например, «белка», «карандаш», «пилотка», «трактор», «стог», «гром».

Когда буквами с мягким знаком заканчивается русское слово, то соответствующие звуки произносятся со смягчением: «степь», «прорубь», «плетень».

Какими бывают твердые согласные звуки?

Фонемы бывают парными и непарными. Непарные в любых русских словах сохраняют твердость, и стоящие следом гласные и «ь» не имеют значения. При транскрипционном обозначении за этими буквами никогда не следует апостроф.

Непарные твердые – это следующие звуки русского языка:

  • [ж] – жаба, желудь, жердь, жираф, еж;
  • [ш] – шуба, шар, шепот, шалаш, шорты, плешь, шило;
  • [ц] – цирк, цокот, концерт, официант, цифра, цапля.

Есть в русском алфавите и непарные согласные, которые в любых словах проговариваются смягченно:

  • [ч’] – чудак, человек, кочка, счетчик, час, ключ;
  • [щ’] – щека, щука, пещера, ощупь;
  • [й’] – мойка, йогурт, клейкий.

ВНИМАНИЕ! Непарные мягкие сохраняют смягченное произношение, даже когда совмещаются две согласные.

В русской речи фонемы разбиты по звучанию на две большие группы – глухие и звонкие. К какой группе отнести фонему, определяется артикуляцией.

При звонком проговаривании воздушный поток шумно вылетает из глотки, натыкается на препятствие во рту, голосовые связки колеблются: «боб», «воз», «гриб», «лед». Глухое звучание создается исключительно шумом выходящего воздуха, голосовой аппарат расслаблен: «пес», «чаща», «цех», «факт».

В каких словах все согласные звуки твердые?

В русском языке огромное количество слов, в которых все согласные звуки произносятся как твердые, то есть соединяющую роль выполняют гласные «а», «у», «о», «ы», «э», отсутствует «ь». Перечислить все слова невозможно, вот лишь несколько для понимания: «молоко», «ограда», «хворост», «кулак», «дыра», «нос», «голова», «жук», «трон», «остров», «хлам», «опрос», «школа», «этаж», «старт», «бунт», «шалаш».

ВНИМАНИЕ! Есть слова «подъем», «съешь», «объятие», «подъезд», «съемка» и прочие схожие. Здесь гласные не выполняют смягчающую функцию, поскольку находится после «ъ».

Таблица: твердые согласные звуки в русском языке

Ко 2 классу дети уже без проблем могут определить при произношении, какой звук смягченный, а какой нет. Тем же первоклассникам, которым при разборе слова с трудом удается указать категорию согласного, помогает таблица.

С помощью табличных данных систематизируется информация для лучшего понимания школьниками. Главное, что необходимо объяснить ученикам, – разделение по твердости-мягкости применимо только для звуков, но не для букв русского алфавита. Буква – лишь письменное обозначение произносимой фонемы. Мягкость проговаривания обозначается апострофом.

Читайте также:  Как рядовой кота спасал

Источник



Звуко-буквенный разбор слова КОТ

В слове кот 1 слог: кот. Ударение ставится на единственную гласную ко́т.

Транскрипция слова [кот]

  • к — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
  • о — [ о ] — гласный , ударный
  • т — [ т ] — согласный, глухой парный, твёрдый парный

3 буквы, 3 звука

Цветовая схема слова

Cколько звуков в слове
ПОЛЕТЕЛА

Примеры фонематического анализа слов с такими буквами: КОТ

Буквы а, о, у, ы, э делают предыдущий согласный твёрдым, буквы я, ё, ю, и, е — мягким.

Cколько звуков в слове
КЛОУНАДА

Верно ли значение у слова?
2045

плохой игрок в какой-нибудь онлайн или в простой игре.

© 2019–2021. Все опубликованные материалы носят информационный характер и предназначены для ознакомительных целей. Их нельзя использовать в качестве решения заданий.

При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.

Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.

Источник

Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

Читайте также:  Сценарии для дня рождения с котом леопольдом

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран [б] [б`] белье
ворс [в] [в`] вяз
горб [г] [г`] гиря
дом [д] [д`] дядя
золото [з] [з`] земля
кот [к] [к`] кит
лыжи [л] [л`] лимон
мусор [м] [м`] мяч
нора [н] [н`] Нюра
полы [п] [п`] пение
робот [р] [р`] река
солнце [с] [с`] семя
тон [т] [т`] темя
фурор [ф] [ф`] финал
хомяк [х] [х`] хижина

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж ш ц ч щ й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.

§ Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звуки Глухие звуки
[б] [ж] [к] [х]
[в] [з] [п] [ц]
[г] [л] [с] [ч]
[д] [м] [т] [ш]
[й] [н] [ф] [щ]

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».

Читайте также:  Локальный асцит у кота

§ Таблица твердых и мягких звуков

Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

Твердые и мягкие согласные
Твердые перед гласными: а, о, у, э, ы.
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
ж, ц, ш.
Мягкие после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
перед гласными: е, е, и, ю, я.
й, ч, щ.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

✍ Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

✍ Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

§ Вместо заключения

Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

Источник