Меню

Можно ли по исламу стерилизовать кота

Можно ли по исламу стерилизовать кота

Вопрос: Люди сплошь и рядом кастрируют животных: быков, баранов, коней, собак, кошек… На сколько целесообразна данная процедура – это другой вопрос. Меня же волнует дозволенность кастрации животных с точки зрения Шариата? Ответьте, пожалуйста, согласно положениям всех четырёх мазхабов.

Ответ:

Мазхаб Имама Абу Ханифы

Имам ‘Аляуддин аль-Хаскафи в книге «Ад-Дур аль-Мух’тар» пишет следующее:

(و) جاز (خصاء البهائم) حتى الهرة. وقيدوه بالمنفعة وإلا فحرام.

«Разрешается кастрировать животных, даже кошку. Но учёные нашли это правомерным только при наличии пользы. Если же пользы от этого нет, то это запрещено».

Имам Ибн ‘Абидин в своих субкомментариях, комментируя слова аль-Хаскафи, пишет:

. (قوله وقيدوه) أي جواز خصاء البهائم بالمنفعة وهي إرادة سمنها أو منعها عن العض.

«Слова аль-Хаскафи о решении ученых подразумевают дозволенность кастрации животных, если есть надобность в увеличении мышечной массы (для животных, мясо которых дозволено употреблять) и если нужно снять агрессивность животного».

(См.: Хашия Ибн ‘Абидин, т. 6, с. 388).

Мазхаб имама Малика

Имам ‘Али бин Халяф аль-Малики в книге «Кифая ат-Талиб ар-Раббани» утверждает:

الخصاء جائز في كل ما يؤكل لحمه من غير كراهة. (ونهي عن خصاء الخيل). يعني نهى النبي — صلى الله عليه وسلم — عن ذلك، قيل: نهي تحريم. وأما خصاء البغال والحمير فجائز.

«Дозволена кастрация любого животного, и в этом нет нежелательности (караха), чьё мясо разрешается употреблять в пищу. а кастрация лошадей запрещена (имеется в виду, что Пророк ﷺ запретил это). Некоторые учёные сказали, что это указывает на запретность. Что касается кастрации мулов и ослов, то это дозволено».

Имам Али аль-‘Адави в своих субкомментариях на эту книгу пишет следующее:

قيل: ما حكاه صاحب التلقين من الكراهة فقد قال ويكره خصاء الخيل واقتصاره على الأول يفيد أنه الراجح إلا أن يكلب الفرس فيجوز خصاؤه.

«Некоторые учёные передали, что говорит автор книги „Ат-Талкин” о нежелательности кастрации лошадей. Воистину он сказал: “Нежелательно кастрировать лошадей, если только лошадь не бешеная. В этом случае разрешается её кастрировать”.

То, что он (Ибн Халяф) ограничился первым мнением, говорит о том, что это мнение, более аргументированное».

(См.: Хашия аль-‘Адави ‘аля Кафая ат-Талиб ар-Рабани, т. 2, с. 496).

Мазхаб имама аш-Шафи’и

Имам ан-Навави в своих комментариях на «Сахих Муслим» отмечает:

قال البغوي وكذا يحرم خصاء كل حيوان لا يؤكل وأما المأكول فيجوز خصاؤه في صغره ويحرم في كبره والله أعلم.

«Имам аль-Ба’гави сказал: “Запрещено кастрировать любое животное, мясо которого не дозволено употреблять в пищу. Что касается животного, чьё мясо можно есть, его можно кастрировать, пока оно детеныш, и запрещено, когда оно взрослое животное”»

(См.: Шарх Сахиху Муслим, т. 9, с. 177).

Мазхаб имама Ахмада

Имам аль-Бахути в книге «Кашаф аль-Кина’» пишет следующее:

(ويكره خصي غير غنم وديوك) وقال في المنتهى ويكره خصاء، قال في الفروع وكره أحمد خصاء غنم وغيرها إلا خوف غضاضة، وقال: لا يعجبني أن يخصى شيء.

«Нежелательно кастрировать животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов. Автор в книге «Аль-Мунтаха» утверждает: “Нежелательно кастрировать животных. Имам Ахмад не любил кастрации мелкого рогатого скота и других животных, если животное не обнаруживает какого-то недостатка. Также он сказал: “Мне не нравится кастрация любого животного”».

(См.: Кашшаф аль-‘Кина’, т. 5, с. 494).

Заключение:

Можно кастрировать любое животное, если в этом усматривают пользу.

Кастрировать можно то животное, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, а также ослов и мулов. Что же касается лошадей, то в вопросе дозволенности их кастрации есть полемика. Исключением является бешенство животного.

Кастрировать можно только те животные, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, и только в раннем периоде жизни животного.

Кастрация всех животных, кроме мелкого рогатого скота и петухов, считается нежелательной.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Кастрация домашних животных в Исламе

О допустимости кастрации домашних животных, мясо которых разрешено (халяль) употреблять в пищу, ученые-богословы высказали схожие мнения, отличающиеся между собой лишь в некоторых деталях.

В целом, по мнению большинства из них, эта процедура является дозволенной в Исламе, но при соблюдении некоторых условий. Так, например, ученые-ханафиты и ученые-маликиты высказались в пользу дозволенности подобной процедуры в отношении всех видов домашней скотины, не делая каких-либо исключений, например, в отношении баранов. Дозволенность подобной процедуры они, как и все остальные ученые-богословы, аргументировали некоторыми практическими причинами:

  • улучшение вкусовых качеств мяса животных, ведь, как известно, мясо некастрированных баранов имеет неприятный специфический вкус,
  • более быстрый набор веса животными,
  • снижение агрессивности животных и их общей активности.
Читайте также:  Как пивной ларек кот мем

Ученые-шафииты также высказались в пользу дозволенности подобной процедуры, но при условии, что она должна производиться только в отношении молодняка и не должна повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия для животного.

Ученые-ханбалиты считают, что подобная процедура дозволена только в отношении мелкого рогатого скота, например, овец, баранов, коз и т. д.

Что касается крупных животных, например, лошадей, то, по их мнению, подобная процедура в отношении них является нежелательной (макрух). Нежелательность последнего они аргументировали изречением Ибн ‘Аббаса, видного сподвижника пророка Мухаммад, который сказал: «Посланник Аллаха строго запретил проводить кастрацию домашней скотины»[1]. По их мнению, запрет на кастрацию домашних животных в данном изречении связан с недопустимостью причинения животным физической боли и страданий[2].

Доказательством дозволенности кастрации домашних животных, по мнению ученых-богословов, служит изречение Джабира ибн ‘Абдуллах, другого видного сподвижника пророка Мухаммада, в котором сказано: «Как-то раз в день жертвоприношения (Курбан-байрам) пророк Мухаммад принес в жертву двурогих, пестрых и кастрированных баранов»[3].

Кастрация кошек, собак и других домашних животных

Что касается тех домашних животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу, например, кошек и собак, то, по мнению ученых-ханафитов, кастрировать их или стерилизовать допускается только при наличии крайней необходимости в этом или по медицинским показаниям ветеринара. В противном случае подобные действия будут считаться вмешательством в первозданный облик, созданный Всевышним.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Хайсами Н. Кашф аль-астар ‘ан заваид аль-Баззар. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1979. Т. 2. С. 274.

[2] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хыса’ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 122.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 7 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2009. Т. 4. С. 421, хадис № 2795.

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Кастрирование животных

Можно ли кастрировать домашних животных?

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

На Ваш вопрос отвечает покойный шейх Сайед Мутавалли Ад-Дарш, бывший председатель Шариатского совета Британии (да смилостивится над ним Аллах):

«Кастрирование, или стерилизация, животного хотя и не поощряется исламом, но все же полностью не запрещена. Абдуллах ибн Умар, сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передал, что Пророк запретил кастрировать лошадей и других животных. Однако согласно другому хадису, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил стерилизацию животных, если операцию проводить, когда животное еще не достигло зрелости. Следовательно, допустимо стерилизовать животных, к примеру, котов, в особенности чтобы предотвратить рождение большого количества нежеланных котят.

Препятствовать размножению вашего кота – значит препятствовать естественному процессу, который в нем сотворил Аллах. Без сомнения, руководства по поводу животных не настолько серьезны, как по поводу людей, но это не означает, что разрешено попирать права созданий Аллаха. Если эта операция навредит коту или повлечет для него осложнения, тогда это не разрешено. Запрет на причинение вреда – общий для всех и касается вреда, наносимого как людям, так и животным. Ниже приведены соответствующие хадисы:

От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) переданы такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«Женщина вошла в ад из-за кота, которого она закрыла и не кормила, и не позволяла ему есть земляных вредителей».

Под земляными вредителями подразумеваются мыши и т.п. (Аль-Бухари и Муслим).

Читайте также:  У кота шотландца слезятся глаза коричневым

Передано от Джабира ибн Абдаллаха: «Однажды мимо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) прошел осел, на морде которого было клеймо, и он сказал:

«Да проклянет Аллах того, кто заклеймил его»» (Муслим).

Ученые имеют разную точку зрения по поводу кастрирования животных. Ученые-ханафиты утверждают, что ничего плохого в кастрировании животных нет, поскольку это приносит пользу и животным, и людям. Ученые-маликиты утверждают, что разрешено кастрировать тех животных, чье мясо можно употреблять в пищу, и это не является макрух (порицаемым), поскольку мясо от этого становится лучше. Ученые-шафииты различают между животными, чье мясо съедобно, и остальными. Они утверждают, что позволительно кастрировать животных, пока те маленькие, и только тех, чье мясо можно употреблять в пищу. В остальных случаях кастрирование запрещено (харам). Они также оговорили в качестве условия то, что кастрирование не должно приводить к смерти животного. Согласно мнению ученых-ханбалитов, разрешено кастрировать овец, поскольку их мясо от этого становится лучше, но это макрух (порицаемо) применительно к лошадям и т.п.

Имам Ахмад сказал: «Я не хотел бы, чтобы люди кастрировали животных, вернее, это макрух из-за запрета на причинение боли животным». Следовательно, мы считаем, что если в кастрировании животного есть какая-либо польза и это не приведет к его смерти, оно допустимо.

Источник

Ислам о кастрировании животных

Можно ли кастрировать животных?

Вопрос: Некоторые люди кастрируют животных. Я хотел бы знать мнение учёных четырёх мазхабов относительного кастрации: дозволено ли это?

Ответ алима: О кастрировании животных учёные четырёх мазхабов Ислама говорят следующее:

— Ханафиты установили, что нет ничего запретного или нежелательного в кастрации животных, поскольку в этом есть польза, как для животных, так и для людей.

قرّر الحنفيّة أنّه لا بأس بخصاء البهائم ، لأنّ فيه منفعةً للبهيمة والنّاس .

— Маликиты говорят, что можно кастрировать животных, мясо которых съедобно, и нет в этом макруха (нежелательности), поскольку улучшается мясо.

وعند المالكيّة : يجوز خصاء المأكول من غير كراهة ، لما فيه من صلاح اللّحم .

— Шафииты утверждают, что позволительно кастрировать животных пока те маленькие, и только тех, чьё мясо можно употреблять в пищу. В остальных случаях кастрирование — харам. Согласно мазхабу имама Аш-Шафии нельзя кастрировать кошек и собак как это сегодня делают многие.

Они также оговорили в качестве условия, что кастрирование не должно приводить животное к смерти.

والشّافعيّة فرّقوا بين المأكول وغيره ، فقالوا : يجوز خصاء ما يؤكل لحمه في الصّغر ، ويحرم في غيره . وشرطوا أن لا يحصل في الخصاء هلاك .

أمّا الحنابلة فيباح عندهم خصيّ الغنم لما فيه من إصلاح لحمها ، وقيل : يكره كالخيل وغيرها.

— Ханбалиты дозволяют кастрирование овец, поскольку улучшается их мясо. Другие ханбалитские учёные говорят, что нежелательно кастрирование как лошадей, так и других животных.

Источник: «Мавсуату факихияту аль-Кувейтияту».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник



Minhadj.com

Кастрация (стерилизация) животных

Кастрация (стерилизация) животных

Сообщение Муслим » 12 авг 2017, 14:38

Поэтому, как говорит автор книги «Фикх ас-Сунна»: «Большинство учёных дозволяли кастрацию животных, если этим преследуется достижения благих целей, как например, увеличение мяса животного или других благих целей. Передаётся, что ‘Уруату ибн аз-Зубэйр кастрировал своё верховое животное (осла). Также кастрировать лошадей дозволял ‘Умар ибн ‘Абдиль-‘Азиз. Также передаётся, что имам Малик дозволял кастрировать баранов».
Спросили шейха аль-Фаузана (да хранит его Аллах): Дозволено ли тем, кто занимается разведением скота, кастрировать некоторых самцов стада, желая при этом увеличить количество его мяса? А также делать надрезы на ушах (или отрезают часть их), выжигают что-то на теле, дабы можно было их узнать, вместе с тем, что такие действия причиняют боль животному?
Шейх ответил: «Необходимо хорошо относиться к животным, и не причинять им вред или боль, без шариатской причины или пользы, узаконенной шариатом.
Что касается кастрации животных, с целью увеличить их мясо, или же сделать на их теле метки, путём отрезания части уха или прижигания, и т.п., то в этом нет проблем. Так как это делается для пользы. Однако, вместе с этим нужно использовать в этих действиях то, что причиняет минимум боли и вреда. И не нужно использовать во время кастрации и пометки животных то, что причинит им боль больше, или же делать это без пользы, узаконенной шариатом.
Также не дозволено делать метки на лице животного, и не дозволено прижигать лицо животного, отрезать какую-то его часть или бить его по нему!
Если же метка ставится на ухо, то в этом нет проблем, будь это путём надреза, прокалывания, отрезания части его или прижигания. Так как это делается для пользы. Но делать это нужно менее болезненными методами».

Читайте также:  Могут ли коты передавать вич

Однако нужно помнить, что цель в стерилизации (кастрации) должна быть благая. К этой цели, как я уже упомянул, относится увеличения веса животного, его мяса, а также улучшение его качества.
Что же касается цели уменьшить (прервать или сократить) потомство этих животных, то это не входить в понятие «благая цель». Поэтому в другом хадисе от Пророка ﷺ передаётся, что:

«Принёс в жертву двух кастрированных баранов»… Поэтому запрет стерилизации животных относится к сокращению их поголовья, прерывания потомства. Ибо призыв Посланника ﷺ жениться на любящих и многорожающих, косвенно указывает на запрет прерывать потомство, обрывать род. Это же относится и к животным, и именно этого касается запрет Пророка ﷺ.
Поэтому, нет проблем в кастрации, когда это делается с намерением увеличения веса животного, его массы, его мяса, так как запрет стерилизации не касается абсолютно всех случаев. А этот запрет (как было сказано) касается того, когда таким способом прерывается потомство…» (сл.: «Сильсиляту аль-Худа уаан-нур», запись 266, мин. 24) .
Что касается мнений 4-х мазхабов, то в «аль-Маусу’ату аль-фикъхыя» (19/112) говорится, что: «Ханафиты считали дозволенным кастрацию животных, так как в этом польза как для них, так и для людей (которые употребляют их мясо или используют их в качестве средств передвижения или в качестве рабочей силы).
Маликиты считали, что дозволено стерилизовать тех животных, которых дозволено употреблять в пищу, без какого-либо порицания. Так как в кастрации их есть польза мясу.
Шафи’иты разделяли между теми животными, мясо которых можно употреблять в пищу, и другими. Они считали, что можно стерилизовать животных, которых дозволено есть, в молодом возрасте (маленькими), при условии, что это не приведёт к их гибели (уничтожению стада).
Ханбалиты же считали, что дозволено кастрировать скот, так как в этом польза их мясу. Но при этом порицали стерилизацию верховых животных».
Возвращаясь к мнению маликитов, имам аль-Баджи (да пребудет с ним милость Аллаха) в «аль-Мунтакъа» (7/268), писал: «Имам Малик считал порицаемым кастрацию верховых животных. Но он говорил: Нет проблем в их стерилизации, если их готовят к употреблению в пищу».
Шейх аль-‘Усэймин (да пребудет с ним милость Аллаха) говорил: «Что касается кастрации животных, то это дозволено, если в этом есть польза. Однако нужно использовать для этого методы, которыми будет причинено животным меньше боли и страдания» (сл.: «Ликъау аль-баб аль-мафтух», 15/37) .

Что касается стерилизации животных, которых употреблять в пищу нельзя, как например, кошек и собак, то здесь также следует учитывать пользу и вред, как для самих животных, так и для их владельцев.
Шейха аль-‘Усэймина (да пребудет с ним милость Аллаха) спросили о дозволенности стерилизации кошек, по причине вреда исходящего от них.
Шейх ответил: «Если кошек становится много, и они причиняют вред, то нет проблем в их стерилизации, при условии, что она будет выполнена, причиняя минимальный вред животному. Ибо стерилизация лучше, чем их истребление.
Если же кошек много (их количество увеличивается), но они не причиняют вреда, то возможно неприменение стерилизации будет лучше» (см.: «Фатауа аль-Ислямия», 4/595) .
И если есть возможность удержать кошку или собаку от спаривания, без стерилизации их, то это проще и менее болезненно для животного.
И Аллаху всё это ведомо лучше!
И да восхвалит Он нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников, и да избавит их от всякого зла!

Источник