Меню

Огэ по русскому 4 вариант самая крупная кошка тигр



Огэ по русскому 4 вариант самая крупная кошка тигр

1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Подснежник зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца: цветок пробивается из-под земли, когда снег еще не растаял, поэтому он и получил такое название. (2) Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой, а немцы — снежным колокольчиком. (3) Подснежники можно встретить в Европе и в Западной Азии, в странах Средиземноморья, в Турции, в Крыму и на Кавказе. (4) Они растут на опушках лесов, вдоль рек и на горных лугах. (5) В южных краях подснежники зацветают уже в январе, в средней полосе оповещают о приходе весны в апреле.
1) В предложении 1 четыре грамматические основы.
2) Вторая часть предложения 2 — неполное предложение.
3) В предложении 3 грамматическая основа — «подснежники можно встретить».
4) Предложение 4 осложнено уточняющими членами предложения.
5) Предложение 5 односоставное неопределенно-личное.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Тёртые ракушки, измельчённое стекло, уголь, какао, соль — вот чем люди пытались почистить зубы в разные времена, нанося их гусиными перьями, листьями и тряпочками. (2)А в египетских гробницах найдены острые палочки, явно похожие на зубочистки. (3)Ухаживать за зубами начали давно: для свежего дыхания жевали смолу и веточки. (4)Японским самураям их кодекс строго-настрого предписывал начищать зубы утром и вечером, до и после еды. (5)А у китайцев ещё тысячу лет назад появились зубные метёлки из конского волоса, первая зубная щётка тоже была привезена в Европу из Китая.
1) люди пытались почистить (предложение 1)
2) найдены палочки (предложение 2)
3) ухаживать (предложение 3)
4) кодекс предписывал (предложение 4) 5) щётка привезена (предложение 5)

3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)Кошки живут на Земле уже более 25 миллионов лет, и одним из самых ранних и самых известных представителей семейства кошачьих был саблезубый тигр, имевший клыки длиной свыше 20 сантиметров. (2)Эти огромные звери охотились на крупных травоядных животных, мгновенно убивая их ударами мощных клыков. (3)Между большими кошками много различий: к примеру, львы, тигры и леопарды рычат, а ягуары, снежные барсы и гепарды — нет. (4)Большинство больших кошек ест лёжа — снежные барсы кормятся сидя. (5)У всех больших кошек, кроме гепарда, втягивающиеся когти, все они плотоядные хищники, и большинство из них, за исключением льва, охотятся в одиночку.
1) Одна из грамматических основ предложения 1 — тигр был.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством.
3) В предложении 3 есть однородные члены с обобщающим словом.
4) В предложении 4 две грамматические основы.
5) Первая часть сложного предложения 5 осложнена обособленным дополнением и обособленным определением.

4. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Самая крупная кошка — тигр. (2)Существует несколько подвидов этого животного, причём все они находятся на грани исчезновения: к примеру, уссурийский тигр, самый крупный представитель кошачьих на земле, вес которого достигает 300 килограммов, обитает в холодных регионах России, и от суровых морозов его спасает толстый слой подкожного жира. (3)В тех краях добыть пропитание непросто, и в поисках добычи хищник-одиночка способен преодолевать огромные расстояния. (4)Толстая шуба уссурийского тигра имеет красновато-жёлтую окраску и зачастую светлее, чем у других его сородичей. (5)Белый цвет в его шкуре помогает тигру оставаться незаметным в сибирских снегах. 1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
2) В предложении 2 пять грамматических основ.
3) Во второй части сложного предложения 3 сказуемое составное именное.
4) Грамматическая основа предложения 4 — шуба имеет.
5) Предложение 5 односоставное безличное.

5. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)В старину книги писались от руки, и поэтому работа продвигалась медленно. (2)Книги были бесценными: на изготовление одной-единственной книги-рукописи уходило иногда пять-семь лет. (3)Писцы обладали чётким и красивым почерком, каждая буква тщательно вырисовывалась, подбирались чернила. (4)Переписанные листы украшали рисунками, переплёты делали из деревянных досок, которые обтягивали кожей, на обложках размещали драгоценные камни, золотые или серебряные застёжки. (5)В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит».
1) Предложение 1 сложное.
2) В первой части предложения 2 грамматическая основа — книги были.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Все простые предложения, входящие в состав предложения 4, односоставные безличные.
5) Предложение 5 — предложение с прямой речью.

6. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Зрачок — это отверстие в центре пигментированной радужной оболочки. (2)Радужка контролирует количество света, попадающего в глаз через зрачок. (3)При очень ярком свете она сужается, а зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. (4)При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету. (5)3рачки могут расширяться, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например радостью или страхом.
1) Предложение 1 простое нераспространённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) В предложении 3 простые глагольные сказуемые.
4) Вторая часть сложного предложения 4 осложнена однородными сказуемыми.
5) Во второй части сложного предложения 5 сказуемое простое глагольное.

7. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы. (2)А вот происхождение этого слова знают далеко не все: если перевести его с латыни на русский язык, то получится «собачка», «щенок». (3)Каникулой древние римляне называли Сириус — самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. (4)В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие, тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. (5)Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом: бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.
1) Предложение 1 осложнено вводным словом.
2) В первой части предложения 2 грамматическая основа — знают не все.
3) Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
4) В предложении 4 две грамматические основы.
5) В первой части предложения 5 грамматическая основа — слово означает перерыв в занятиях.

8. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Здоровому взрослому ягуару нечего бояться в природной среде: пожалуй, единственное животное, способное справиться с ягуаром, — это гигантская анаконда. (2)Другое дело — люди: коренные обитатели джунглей Южной Америки иногда убивали ягуаров, но в большинстве своём всегда относились к ним с благоговением и не истребляли понапрасну. (3)Однако, став предметом охоты из-за своей красивой пятнистой шкуры, ягуар постепенно исчезает с лица земли. (4)Хотя торговля шкурами ягуара во всём мире запрещена, браконьеры всё ещё поставляют их на чёрный рынок. (5)Сокращению популяции ягуаров способствует и вырубка лесов — естественной среды обитания этих животных.
1) Первая часть сложного предложения 1 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
2) В предложении 2 три грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено вводным словом.
4) В первой части сложного предложения 4 составное именное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным приложением

9. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Дерево какао не очень высокое, со стручками, растущими не на ветвях, а главным образом на стволе. (2)Удивительно и то, что эти стручки, от оранжевых до коричневых, имеют разную степень зрелости, благодаря чему урожай их можно собирать каждый месяц. (3)Дерево какао плодоносит непрерывно и притом считается редкой «неженкой», поскольку боится яркого солнечного света, требует постоянно высокой температуры, не может без частых проливных дождей. (4)Растёт дерево какао в «поясе какао», расположенном вдоль экватора, прекрасно чувствует себя в экваториальных лесах Мексиканского залива. (5)Издавна индейцы, проживавшие на территории современной Мексики, начинали многие свои ритуалы с чаши горького напитка, приготовленного из стручков дерева какао.
1) В предложении 1 одна грамматическая основа.
2) Первая часть сложного предложения 2 представлена двусоставным предложением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством.
5) Предложение 5 осложнено обособленными определениями.

Читайте также:  Женщина кормит грудью кошку

10. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Вулкан — это отверстие в земной коре, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара, пепла и наполовину расплавленной породы — лавы. (2)Частицы пепла падают на землю, покрывая её толстым слоем и спекаясь в лёгкий серый камень. (3)За миллионы лет из слоев лавы формируются вулканические горы: часто они весьма высоки и имеют форму конуса с кратером на вершине. (4)Многие вулканы находятся на морском дне — благодаря подводным вулканам образовались целые острова. (5)Так, в 1963 году внезапно начал извергаться подводный вулкан близ южных берегов Исландии, выбрасывая в воздух клубы пара и дыма.
1) Сказуемое в первой части сложного предложения 1 составное именное.
2) Предложение 2 простое двусоставное, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами.
3) Одна из грамматических основ предложения 3 — горы формируются.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 осложнено вводным словом и однородными сказуемыми

11. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Язык движется вперёд, отражая изменения, происходящие в жизни народа. (2)Достижения науки и техники иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. (3)Лексика изменяется с каждой эпохой. (4)Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад, к Пушкину!» (5)Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность, и мы учимся у него и храним его традиции, но и после Пушкина появилось бессчётное количество новых слов и оборотов, которые обогатили наш язык.
1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением.
2) Грамматическая основа предложения 2 — достижения заставляют исчезать бесследно.
3) Грамматическая основа предложения 3 — лексика изменяется.
4) Предложение 4 содержит косвенную речь.
5) Предложение 5 сложносочинённое

12. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)В тропических морях некоторые виды полипов образуют на мелководье густые поселения — коралловые рифы. (2)Скелеты кораллов, образующие мощные известковые рифы, создают препятствия для судоходства. (3)Рифообразующие кораллы часто поселяются вдоль берегов островов, окаймляя их со всех сторон. (4)Если остров погружается в воду, то кораллы, продолжая расти вверх, остаются у поверхности моря. (5)Впоследствии из таких рифов образуются характерные кольцеобразные острова — атоллы.
1) Предложение 1 осложнено обособленным согласованным приложением.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) В предложении 3 две грамматические основы.
4) Предложение 4 сложноподчинённое.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

13. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Древесная целлюлоза, которую получают из самых разных лесных пород: ели, сосны, эвкалипта, тополя, березы, каштана, является основным сырьём для производства бумаги. (2)Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы — механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. (3)Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идёт на производство, например, газет. (4)Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режется на мелкие щепы, которые погружаются в химический раствор и нагреваются под давлением. (5)Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные обёрточные материалы.
1) Придаточная часть сложноподчинённого предложения 1 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
2) Подлежащее в третьей части сложного предложения 2 выражено относительным местоимением.
3) Грамматическая основа предложения 3 — бумага идёт.
4) В сложном предложении 4 есть придаточное изъяснительное.
5) Предложение 5 структурно неполное.

14. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
(1)Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. (2)Все они «хранятся» в словарях, созданием которых занимаются лексикографы. (3)Выделяют энциклопедические и языковые словари. (4)Если вы хотите узнать о разных странах, их культуре и искусстве, если вас интересуют явления природы или если вам хочется окунуться в историю цивилизаций, обращайтесь к энциклопедическим словарям. (5)Языковые словари, к которым относятся орфографические, толковые, фразеологические, этимологические и некоторые другие, помогают правильно писать слова, узнавать их значение, историю.
1) Предложение 1 сложноподчинённое.
2) Предложение 2 бессоюзное сложное.
3) Предложение 3 простое безличное.
4) Предложение 4 сложное с однородным подчинением придаточных.
5) В предложении 5 три грамматические основы.

Источник

Синтаксический анализ предложения. Задание 2 ОГЭ.

Прочитайте текст.

(1)Самая крупная кошка — тигр. (2)Существует несколько подвидов этого животного, причём все они находятся на грани исчезновения: к примеру, уссурийский тигр, самый крупный представитель кошачьих на земле, вес которого достигает 300 килограммов, обитает в холодных регионах России, и от суровых морозов его спасает толстый слой подкожного жира. (3)В тех краях добыть пропитание непросто, и в поисках добычи хищник-одиночка способен преодолевать огромные расстояния. (4)Толстая шуба уссурийского тигра имеет красновато-жёлтую окраску и зачастую светлее, чем у других его сородичей. (5)Белый цвет в его шкуре помогает тигру оставаться незаметным в сибирских снегах.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
  2. В предложении 2 пять грамматических основ.
  3. Во второй части сложного предложения 3 сказуемое составное именное.
  4. Грамматическая основа предложения 4 — шуба имеет.
  5. Предложение 5 односоставное безличное.

Нужно вспомнить, что такое грамматическая основа.

Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).

Подлежащее – то, о чем говорится в предложении.

Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении.

Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.

Подлежащее.

  • Подлежащее обязательно стоит в именительном падеже (сова, лента, ты)
  • Подлежащее может быть выражено нечленимым словосочетанием: мест. + мест. (Р.п. )каждый из нас выполняет свои обязанности ; мест. + сущ. (Т.п. ) каждый год мы с друзьями ходим в баню;числ.+сущ. (Р.п.) три человека отказались от поездки.
  • Слова в косвенном падеже не могут быть подлежащим (сове, ленту, тебе)
  • Подлежащее может быть выражено одним словом (У самой воды росли незабудки; кто-то сорвал цветы)
  • В придаточной части сложноподчиненного предложения союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО могут выступать в роли подлежащего (В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания).

Если составить формулу, то получается – подлежащее = словосочетание

1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)
Пример:
Мама с дочкой пошли в зоопарк (сказуемое обязательно должно быть во множественном числе). . В этом предложении мама – подлежащее.

2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)
Слова, которые часто входят в подлежащее много, мало, несколько, большинство

Пример.

Три девицы под окном.
Пять лет прошло.
Часть учеников получили пятерки.

Много парней ушло на войну.

3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)
Примеры:
Пятеро из котят уснули.
Трое из лебедей улетели.

4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы)
Пример:
Наступила середина января.

5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.
Примеры:

В стране активно развивается сельское хозяйство

Ледяной взгляд пронзил его

6. Неопределенное местоимение от …кто …что +имя

Пример:

Что – то удивительное было в ее внешности.

Сказуемое

Сказуемое бывает:

1. простое глагольное сказуемое, которое мы обозначаем аббревиатурой ПГС.
2. а. составное именное сказуемое — ПГС (было приятным);

б. составное глагольное сказуемое — СГС (начал петь)

ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.
1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).

Читайте также:  Как делают анализ пцр у кошек

Она танцевала. Он летел. Они будут радоваться. Пусть уходят. Оно исчезло бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)

2. Инфинитивом (начальной формой глагола).
Не ошибаться – значит не творить

3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг).
Она хвать его да прыг назад

4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).
Фразеологизм можно заменить на одно слово. Бежать сломя голову = мчаться

5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Пусть говорят; давайте уйдем

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка)

СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив

Способы выражения глагола-связки:

1) Глаголы со значением «начало«, «продолжение«, «конец действия«.
Я начала тосковать. Я продолжила петь. Я закончила вязать.

2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).

Я люблю танцевать. Я хочу отдохнуть. Мне ненавижу оправдываться.

3) Словами можно, нужно, надо и т.д
Можно зайти? Нужно довериться.

Примечание:
Бывают такие случаи, когда инфинитив не входит в состав сказуемого и может являться второстепенным членом предложения.

Инфинитив не входит в состав сказуемого:

1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.
Они просили его поиграть на гитаре (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)

Врачи запретили нервничать.

2. Инфинитив относится к глаголу движения.
Он приехал посмотреть чемпионат. (посмотреть – обстоятельство цели)

3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.
Желание окунуться в прорубь посетило ее вчера.

СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ., числ., прил.)

Способ выражения глагола-связки:

1. Бытийные глаголы (быть, становиться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.) делаться,
2. Глагол движения значении бытийности (можно заменить на был, казался)

Примечание:

1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:
Она учитель (составное именное сказуемое)

2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».

!Они не были здесь вчера. (=отсутствовали)
Быть = связка, Она была серьезной.
Быть=существовать. Они были там.

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся:

Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак красивый парк)
Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей — всех падежей, кроме И.П. я видел красивый парк )
Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д. я гулял в парке)

Второстепенные члены предложения могут быть:

Обособленными. Обособленный, то есть выделенный запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения) часто так называют причастный оборот, но не только его.

Дом, стоявший у реки, был мрачным. /

Необособленными, то есть(не выделен запятыми).

Стоявший у реки дом был мрачным

Распространенными. Имеющими зависимые слова.
Нераспространенными. Не имеющими зависимые слова

Обособленное определение Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное.

Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)

Двусоставные и односоставные предложения

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.

Односоставные предложения – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.

Односоставные предложения делятся на:

1. Определенно-личные (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я, МЫ, ТЫ, ВЫ)

Мечтаю о морских путешествиях

2. Неопределенно-личные (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)
Помнят и чтут..

3. Обобщенно-личные (нет подлежащего. Как правило, это пословицы и поговорки)

Жар руками разгребать, век живи; чем богаты, тем и рады.

4. Безличные предложения
в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем)

  • явления природы. Холоднеет. Темнеет.
  • состояние человека. Ему весело.
  • отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило. На воде нет волны. У нее не было желания танцевать.
  • инфинитив. Нужно меньше молчать. Всем слушать. Быть хорошему дню.
  • краткое страдательное причастие. Об этом мало написано.

5. Назывные предложения (в них нет сказуемого).
Утро. Роща. Луг. Река.

Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.
[Утро], и [все взбодрились].

Полные и неполные предложения

Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его можно восстановить из контекста.

Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.
Я люблю лето. Она – зиму (неполное предложение)

Простое осложненное предложение

Простое предложение — предложение с 1 грамматической основой.

Осложненное простое предложение — это предложение, в составе которого есть:
• однородные члены предложения (Росли в саду яблони, груши, абрикосы, персики, миндаль) • обособленные определения (старинный дневник, написанный в 18 веке, включал ценные сведения) или приложения (Мишка, человек целеустремленный, смог выучить немецкий язык), дополнения (сквозь пыль, кроме блеска молний, не было видно), обстоятельства (выучив немецкий язык, Мишка внимательно прочитал дневник)
• вводные конструкции (по-моему, поезд отменили)
• вставные конструкции Отец лишился обыкновенной своей твёрдости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах (Пушкин)
• слова-обращения (Дети, пойдем сегодня в парк!)• уточнение В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Аксаков)
• сравнительный оборот. (Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как волк. А.С.Пушкин)

Сложное предложение

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это такие предложения в состав которых входят 2 или более грамматические основы
Сложные предложения делятся на сложносочиненные предложения (ССП), сложноподчиненные предложения (СПП), сложные бессоюзные предложения (БСП).

Сложносочиненное предложение
ССП (сложносочиненное предложение) — это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку.

Сочинительные союзы:
• соединительные (И, ДА (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько … столько и)
• разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)
• противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же)
• градационные (не только… но и, не столько… сколько, не то чтобы… а)
• присоединительные (тоже, также, да и, и, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ)
• пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО)

Сложноподчиненное предложение

СПП (сложноподчиненное предложение) — это предложение с несколькими грамматическими основами, которые соедены между собой соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части).

Сложноподчинённое предложе́ние (СПП) — вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную.

Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение.

Подчинительные союзы:

изъяснительные (что, чтобы, как, какбудто; союзные слова – что, кто, когда, где,куда,откуда,который,какой,чей,почему,для чего,зачем, почему, частицы ли в роли союза …) (вопросы косвенных падежей) чаще — ЧТО
определительные (который, которая, которого, чей, что, кто, где, куда, откуда …)
обстоятельственные:
• места (где, куда, откуда, …) ГДЕ ?
• времени (когда, лишь, едва, пока, составные- как, только, перед тем как, до тех пор пока, после того как, как вдруг, в то время как, прежде чем, как только, двойные- как…то, пока…то, когда…так, как только…так, лишь только…как, едва…как, …) КОГДА
• образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, каким образом … ) В КАКОЙ мере и степени КАК?
• сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)
• причины (так как, потому что, …) (ПОЧЕМУ?
• условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?
• уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО?
• цели (чтобы, дабы, для того чтобы, той целью чтобы, лишьбы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
• следствия (так что)

Читайте также:  Симптомы проблем с кишечником у кошек

Следует запомнить! В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения)

На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.

Сравните:
День, который (союз) шел на убыль.

Лесоматериалы измельчают до крошки, которая (союзное слово) смешивается с водой.

СПП с несколькими придаточными

1. Однородное подчинение придаточных (от одного слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным)

[Я увидела], ЧТО? (что на улице прошел дождь) и ЧТО? (поют птицы).

[Я увидела], ЧТО? (что на улице прошел дождь), ЧТО? (поют птицы).

2. Последовательное подчинение придаточных.

[Она увидела березу], КАКОЙ? (которая стояла на месте), (КАКОМ?) (где раньше росли сосны).

3. Параллельное подчинение придаточных (неоднородное)

(Когда он был ребенком ) КОГДА? [ он верил], ВО ЧТО? (что мечты сбудутся).

Бессоюзное сложное предложение

БСП (бессоюзное сложное предложение) — это такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны по смыслу.

Смысловые отношения между частями БСП:

ЗАПЯТАЯ:
Между частями БСП отношения одновременности, последовательности, (можно подставить И)

ДВОЕТОЧИЕ ставится тогда, когда есть:

  • отношение причины (от первого предложения ко второму задается вопрос ПОЧЕМУ?)
  • отношение пояснения (ко второму предложения можно подставить А ИМЕННО)
  • отношения дополнения (ко второму предложения можно подставить ЧТО, и ВИЖУ ЧТО и т.д.)

ТИРЕ ставится тогда, когда:

1. Части БСП противопоставлены (можно подставить союзы А, НО)

Старик попытался открыть калитку – она никак не поддавалась; [Старик попытался открыть калитку], но [она никак не поддавалась].

2. Первая часть имеет значение времени или условия (можно подставить союзы КОГДА, ЕСЛИ) Придет лето — поедем отдыхать на море (когда придет лето), [поедем отдыхать на море]

3. Вторая часть имеет значение следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО)

[Мне сейчас некогда] — (поговорим после уроков)

[Мне сейчас некогда], (так что поговорим после уроков)

Способы передачи чужой речи

1. При помощи прямой речи
2. При помощи косвенной речи

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания.

Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.

Петров сказал: «Отыскать клад – это отличная идея!»прямая речь

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения – конструкция с придаточным изъяснительным, при этом без сохранения всех особенностей говорящего.

В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)

Мама спросила, когда прилетит самолет.

Прямая речь может иметь форму диалога.

Диалог можно оформить двумя способами:

Каждая новая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой обязательно ставится тире
— Ты позвонишь?
— Конечно.

Реплики могут следовать в строку:
«Ты одолжишь мне книгу? »- «Одолжу, конечно». – «Надолго?» — «Могу и на совсем отдать»

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.

1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью, оформляем так:
Пушкин писал: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она».

2. Если цитата приводится не полностью.

а. не с начала или не до конца предложения

Пастернак писал: «…изо всего искусства именно его происхожденье переживается непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок.

б. с выбрасыванием части текста в середине

Старцев говорил о писателе О. Генри: «Наделенный от природы редким даром видеть веселое…, он столкнулся в жизни с трагическим…, но в большинстве случаев предпочел об этом молчать».

в. Если предложение начинается с цитаты, то она после многоточия все равно начинается с прописной буквы

«…Изо всего искусства именно его происхожденье переживается непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал Пастернак.

3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор:
(подчеркнуто нами. — А. А.) или (курсив наш. — Ред.).

4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:

«Она [Раневская], — была великолепной актрисой, — писала Алина Андреевна Кузнецова».

Цитата может быть как продолжение предложения

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения :

Пастернак писал, что «…изо всего искусства именно его происхожденье переживается непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок.

Пастернак писал, что «…изо всего искусства именно его происхожденье переживается непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок (Пастернак).

Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет
А. Блок

Источник

# 10082

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Самая крупная кошка — тигр. (2)Существует несколько подвидов этого животного, причём все они находятся на грани исчезновения: к примеру, уссурийский тигр, самый крупный представитель кошачьих на земле, вес которого достигает 300 килограммов, обитает в холодных регионах России, и от суровых морозов его спасает толстый слой подкожного жира. (3)В тех краях добыть пропитание непросто, и в поисках добычи хищник-одиночка способен преодолевать огромные расстояния. (4)Толстая шуба уссурийского тигра имеет красновато-жёлтую окраску и зачастую светлее, чем у других его сородичей. (5)Белый цвет в его шкуре помогает тигру оставаться незаметным в сибирских снегах.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
2) В предложении 2 пять грамматических основ.
3) Во второй части сложного предложения 3 сказуемое составное именное.
4) Грамматическая основа предложения 4 — шуба имеет.
5) Предложение 5 односоставное безличное.

1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
Верно . (1)Самая крупная кошкатигр .

2) В предложении 2 пять грамматических основ.
Верно . (2) Существует несколько подвидов этого животного, причём все они находятся на грани исчезновения: к примеру, уссурийский тигр, самый крупный представитель кошачьих на земле, вес которого достигает 300 килограммов, обитает в холодных регионах России, и от суровых морозов его спасает толстый слой подкожного жира.

3) Во второй части сложного предложения 3 сказуемое составное именное.
Неверно . (3)В тех краях добыть пропитание непросто, и в поисках добычи хищник-одиночка способен преодолевать огромные расстояния. (составное глагольное сказуемое)

4) Грамматическая основа предложения 4 — шуба имеет.
Неверно . (4)Толстая шуба уссурийского тигра имеет красновато-жёлтую окраску и зачастую светлее, чем у других его сородичей.

5) Предложение 5 односоставное безличное.
Неверно . (5)Белый цвет в его шкуре помогает тигру оставаться незаметным в сибирских снегах.

Источник